|   |   | 

И на камнях растут деревья

Следующая поездка по исследованию старинных храмов состоялась в усадьбу Клины Кольчугинского района. Усадьба принадлежала роду бояр Романовых, тех самых, которые одарили Русь целой плеядой царей и императоров. Говорят, что в Клинах родился и некоторое время жил первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. Но эта информация неподтвержденная. Так или иначе, официальная история говорит о том, что в 17-м веке усадьба перешла во владение старинного рода Апраксиных, в бытность которых и была возведена кирпичная церковь в 1777 году.


Еще эти места известны тем, что по дороге через Клины проходило Батыево войско. В 1980-е годы вблизи села была найдена плита с арабскими письменами, возможно XIV века, но за «ненадобностью» она была выброшена на местную свалку))) Вблизи Клинов граф А.С. Уваров обнаружил останки рыцаря в воинском облачении, возможно, польского воина. А также рядом с церковью нашли захоронения финно-угорского племени меря, живших здесь до 7-го века. Но какого-то подтверждения этой информации я не нашел.


Мне всегда был интересен такой момент. Сейчас эта территория называется Опольем, а до этого носила название Ильмехотский стан. Такое название немного режет слух и ассоциируется со временами Орды. Но именно про этот период каких-либо вменяемых источников нет. Кстати, об Орде. Раз уж Клины принадлежали Апраксиным, мне стало интересно, что это за род такой. Так вот выяснилось, что родоночальником является татарский мурза Солохмир, который выехал из Большой Орды, прибыл к рязанскому князю и затем женился на его сестре. Крестился и стал зваться Иван Мирославич, а перед смертью принял схиму с именем Иосиф. Видимо, для тех времен – это обычная практика.


Но вернемся к усадьбе. На сегодняшний день от нее остался заросший липовый парк да полуразрушенная церковь. Несмотря на периодические усилия жителей окрестных сел привлечь внимание общественности к этому месту, пока все остается без изменений. Постоянных жителей в Клинах нет, а немногочисленные дачники заняты своими огородами. Поэтому парк зарастает, а храм разрушается.


Расскажу о том, что мне показалось интересным, пока я рассматривал сводчатые кирпичные потолки и  лепнину на стенах этого здания. Сам храм небольшой, я бы даже сказал, миниатюрный. Основной объем увенчан так называемым световым восьмериком. То есть купол восьмиугольный с окном на каждой стороне. У меня не было с собой компаса, но есть уверенность, что они располагаются по сторонам света. В отличие от храмов со сферическими куполами, звук в этом не такой объемный и гулкий. Ощущение потока под куполом очень слабенькое.
Впечатляет толщина стен храма – около метра. Мало того, они еще усилены толстенными металлическими стяжками. Зачем это? Вряд ли, церковь выполняла роль оборонительного сооружения. Меня этот момент заинтересовал и я нашел в Сети мнение специалистов по этому вопросу. Стены таким способом укрепляют лишь в случае сейсмонеустойчивости почвы, либо если здание подвергается сильной вибрации изнутри?! Я никогда не слышал о том, чтобы в этой местности были землетрясения. А чем может быть вызвана сильная вибрация внутри остается загадкой.


Со временем церковь меняла свой вид, пристраивались приделы, колокольня. Как она выглядела в изначальном виде сейчас уже сложно представить. Но даже сегодня она не вписывается в каноны строительства подобных сооружений. Например, внутренний интерьер основного объема совершенно не приспособлен под иконостас. Для него просто нет места и не осталось никаких следов его присутствия. Наоборот, в официальной карточке храма сообщается о том, что роль иконостаса в этой церкви выполняли просто стены! Да, действительно, округлая стена основного помещения с красивой лепниной имеет выемки для икон, как видно на фотографиях. Но также видно, что лепнина нанесена на заложенные кирпичом арочные проходы, то есть этот интерьер выполнен последним, после внушительных переделок и перестроек.


И вот стою я, смотрю на крестообразный купол, наполненный светом, на синюю с позолотой лепнину, на округлую стену с арками и барельефами и не вижу на ней икон. Эта двухъярусная галерея больше подходит для зеркал или картин. А лучше всего здесь смотрелись бы портреты. Это же храм рода Апраксиных. Гипсовые украшения на стенах больше напоминают элементы какой-то родовой геральдики, чем религиозной. Возможно, это был родовой храм для проведения семейных обрядов или носил другой функционал. Опять же, я не утверждаю, а предполагаю, исходя из собственных ощущений.


Что ж, исследования продолжаются. Какие еще тайны и загадки скрывают эти сооружения, разбросанные по всей нашей необъятной Родине? Величественные и необычные, действующие и заброшенные – они притягивают своей древностью и силой.
Будем разбираться. Кто ищет, тот найдет…


Август 2019г.

 

Исследования

43

Похожий материал

написать комментарий

Чтобы оставлять комментарии не обходимо авторизоваться на сайте

Комменатрии пользователей

Комментариев пока нет

Славянский Вѣдический Культурный Центр "СЛОВО"

Наши писатели

Цитата

Cпокойствие — сильнее эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшнее войны. Мартин Лютер

Люди, где вы?