|   |   | 

Когда море далеко...

После посещения села Боголюбово, тема старинных храмов не дает мне покоя. И раз уж на море выбраться никак не удается, а получить новые впечатления хочется - решил заняться изучением этих сооружений в ближайшей округе. Поверхностный мониторинг Яндекс и Гугл карт выдал больше 20 заброшенных храмов только в родном Кольчугинском районе. Насмотревшись в Ютубе роликов про засыпанные первые этажи и неприспособленные к зимнему периоду старые церкви, очень хочется проверить, а как у нас.  И хоть я в этом не эксперт, любопытство берет верх, исследовательский дух  просыпается, а разум требует объяснений.
 Перед поездкой, решил ознакомиться на интернет-ресурсах, а что вообще известно об этих брошенных, полуразрушенных строениях. Оказалось, что история сел и деревень, а вместе с ними и церквей во многом схожая. Первые упоминания относятся к 13-15 векам. Основаны они, как правило, различными царями, князьями, боярами и прочими знатными господами разных лет. Так и передавались по наследству, затем продавались целиком, вплоть до периода раскулачивания и революции. Храмы сначала были деревянные, поэтому позднее почти все сгорели. Затем строились каменные, в 17-18 веках были разрушены по разным причинам, в основном из-за всяких войн. И до нас дошли постройки уже 19, очень редко конца 18 века. Мы понимаем, что история - штука пластилиновая, поэтому просто принимаем во внимание эту информацию как допустимую или возможную. Привлекает внимание то, что храмы стояли и стоят практически в каждом поселении. Исключения составляют деревни, образованные уже при Советской власти. Интересно то, что часто между селениями расстояние 2-3 км, но церкви есть в каждом. У нас в Кольчугино на 50 тыс. жителей – одна церковь, сейчас вторую достраивают в бывшем парке отдыха. И всем верующим места хватает. А в наших деревнях в их лучшие годы население составляло 200-300 человек. Но церкви есть в каждой, и некоторые из них поражают своими размерами и вместительностью. Я, конечно, понимаю, что безбожников сейчас гораздо больше, но чтобы такие большие здания были актуальны и востребованы, их должны были все жители посещать в обязательном порядке. Кто знает, может так оно и было.
И вот, выбрав пару сел в 10 минутах езды от города, мы отправились как всегда всей семьей в нашу исследовательскую поездку. Дети хоть и не обрадовались перспективе бродить вокруг полуразрушенных зданий, все же поехали с нами и потом не пожалели, вдоволь набегавшись по сельским просторам.
Первое место, куда мы отправились - старинное село Алексино, впервые упоминающееся в документах 14 века, как вотчина великих московских князей. Иван Калита в своей грамоте 1328 г. назвал Алексино селом, что указывает на то, что церковь здесь уже была. В 1873 году деревянная церковь была разобрана за ветхостью и построена кирпичная, которая и сохранилась до наших времен. Называется - Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Стоит она на возвышенности и можно сказать, что это самое красивое и видное место в селе. Вокруг церкви стоят величественные липы, которые по возрасту уж никак не младше ее.


Само строение похоже на классическую церковь, состоящую из храма, алтарной части и колокольни. Отсутствует лишь трапезная. Осмотр здания позволил сделать следующие выводы. Заметно, что колокольня пристраивалась отдельно к основному зданию. Кстати, многие альтернативные историки замечают, что колоколен в изначальных проектах не было, и они пристроены позднее. То ли раньше их не использовали, то ли есть на то другие причины. То, что здание засыпано или сильно просело, я не обнаружил.

К сожалению, храм был заперт, доступ был только в часть здания, из которой сделан тамбур. Действительно, непонятно как обогревалась церковь изначально, потому что видно следы выдолбленной в стене ниши под печку и трубу. Отсутствуют также следы какой-либо гидроизоляции снаружи здания, кирпичи просто уходят прямо в землю, не видно следов фундамента. Как - будто строителей совсем не волновала вода и снег. Из-за этого долгий период обледенения и таяния выгрыз большой кирпичный фартук по всему периметру здания.

  
Поделюсь своими ощущениями от этого места. Благостная мягкая энергетика. В какой-то момент пришла картинка, что храм апельсинового цвета, вокруг него много людей, радостная и веселая атмосфера. Люди заходят и выходят из здания, разговаривают, некоторые даже поют. Одним словом, праздник.
Ну а мы, прощаемся с Алексиным, едем на обед и нас ждет церковь Всех Святых в деревне Новофетинино. Подъезжая к этому храму по единственной улице, ширина которой 80 метров, сразу ощущается какая-то торжественность. А когда я увидел здание, я просто обомлел.

В отличие от первой церкви – это совершенно другая архитектура в стиле классицизма. Абсолютно симметричный крестообразный пятикупольный храм с колоннами поражал своим размером и красотой. Да у нас во всем районе я таких зданий не видывал! А тут стоит такой красавец - позабыт, позаброшен. РПЦ проводит, конечно, глобальную реставрацию церквей, но делает это очень избирательно, предпочитая выстроить новое здание «с нуля» в месте ожидаемого приличного прихода, чем заниматься восстановлением храма  где-то в Новофетинино, где 20 домов, да и то в основном приезжающие на выходные, москвичи. Да, экономическая целесообразность в религиозных рядах давно не новость!


Призвал я Хранителя, чтобы поведал об этом месте и он не заставил себя ждать. Сначала откуда ни возмись примчалась черная собачка, а затем и ее хозяин на велосипеде – мальчишка лет десяти – сибиряк, проводящий каникулы у бабушки в деревне. Собачка Рада была так рада общению, что не покидала нас до самого отъезда. А паренек обстоятельно рассказал обо всех местных достопримечательностях, за что ему огромное спасибо!


А что же храм? По официальной версии, построен в 1842 году,  на средства тогдашней владелицы деревни – графини Натальи Зубовой,  дочки легендарного генералиссимуса Суворова. Любопытная деталь, что на чьи деньги построен храм известно, а кто архитектор – нет. И это повсеместно, подавляющее большинство создателей этих строений неизвестно. Колокольня также построена позднее. К основному зданию ее пристроить было проблематично, храм бы тогда выглядел совсем нелепо, поэтому ее возвели перед одним из входов. Она совершенно не вписывается в общую картину и выглядит лишней.

Храм имеет четыре одинаковых входа с каждой стороны и трудно определить, какой из них главный. Один из входов и несколько оконных проемов заложено. Так как колокольня частично разрушена, верующие приспособили под звонницу одну из башень храма, заложив проход в нее изнутри и приделав дверь снаружи. Яркой выделенной алтарной части у здания тоже нет, сейчас в этих целях используется пространство одной из башенок. Вокруг храма стоят все те же величавые липы. Что это, тренд того времени или высаживать липы вокруг таких зданий имеет какой-то смысл и значение?


Одна из дверей церкви была открыта, и мы зашли внутрь. Реставрация ведется очень медленно и, по всей видимости, лишь на пожертвования немногочисленных прихожан. Пола нет, выстроены леса под ремонт купола. Иконки и кресты, развешанные прямо на кирпичных стенах соседствуют с портретом самой графини Зубовой. На внутренних опорах храма имеются интересные полукруглые ниши, по логике подходящие скорее под скульптуры, чем под иконы. Под центральным куполом ощущается довольно мощный поток. Возникло желание погудеть под ним и я сделал это, удивляясь распространению звука. Не успел он слететь с губ и вот уже, поднявшись по спирали, звучит наверху под куполом. Услышав гул, ко мне подошли дети и тоже загудели. Захотелось спеть хором песню в полный голос, но мы не стали, чтобы не привлекать к своим скромным персонам чрезмерного внимания.

  
В итоге, нагудели мы тучу и начавшийся дождик не позволил прогуляться по окрестностям деревни. Очень интересное место, которое вызывает много вопросов. Вообще, у меня уже давно родилась крамольная мысль – а все ли эти здания действительно храмы? Или можно задаться другим вопросом – действительно ли храмы это места, где молятся богу? Может быть они имели еще и другое предназначение? Или изначально эти сооружения были созданы совсем для других целей? История лишь запутывает следы, поэтому полагаться можно только на логику, собственные ощущения и интуицию. С другой стороны, тем интереснее разбираться во всем этом. Я сам не ожидал, что эта поездка окажется такой занимательной и познавательной. Обязательно будем продолжать эти исследования, ибо не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое.


10 июля 2019г.

 

 

Исследования

50

Похожий материал

  • Размышления

    Покой внутри

    Когда уютно внутри, все что снаружи становится не важным. Когда не страшно внутри себя, все рожи демонов выглядят нарисованными и глупыми. Когда позволяешь себе слушать и слышать себя, мир начинает прислушиваться к тебе. И не нужно об этом кричать и даже шептать, об этом хочется молчать и чувствовать...

  • Разное

    Фильм Михаила Задорнова. Вещий Олег. Обретённая быль.

    Михаил Задорнов опровергает утверждения официальной науки и предлагает новый взгляд на историю России: «Такой истории у нас ещё не было!». Кто на самом деле основал российское государство? Кто изобрел алфавит? И кто на самом деле основал европейские города? Деньги на съёмки фильма о великом объединителе русских земель – Вещем Олеге — были собраны поклонниками Михаила Задорнова.

написать комментарий

Чтобы оставлять комментарии не обходимо авторизоваться на сайте

Комменатрии пользователей

Комментариев пока нет

Славянский Вѣдический Культурный Центр "СЛОВО"

последнее

Наши писатели

Цитата

Заговор писанчарки: “Обволокусь облаками, Огорожусь ясным месяцем, Обтычусь частыми звездами, Опояшусь утренней зарей, Покроюсь солнцем!”

На территорию России упал огромный метеорит